Магия казахских национальных украшений
Современное ювелирное искусство отечественных мастеров имеет многовековые традиции, многие из которых дошли до наших дней. Так, центральным образом нашей коллекции ювелирных изделий MUSEOFNOMAD, разработанной совместно с “Казахювелир”, стал шанырак - конструктивный элемент крыши юрты, символ тенгрианства.
Территория сегодняшнего Казахстана всегда была богата полезными ископаемыми, которые наши предки-кочевники добывали кустарным способом, а изделия первоначально носили декоративно-прикладной характер.
В старину благодаря функциональному назначению украшений, которые носит женщина, можно было узнать ее происхождение, пристрастия, имущественные различия, сословное и семейное положение, даже возраст, а также регион проживания и исторический этап развития национальной культуры. Украшения сопровождали женщин-казашек практически на протяжении всей жизни, причем больше всего им нравились изделия из серебра, которое в Степи считалось сакральным металлом, гарантировало благополучие роду и якобы даже лишало силы яды. Первоначально национальные украшения имели магическо-религиозные, защитные и практические функции, и лишь по прошествии многих-многих десятков лет эстетика и красота ювелирного изделия стали более значимыми для женщин.
Казахские женщины носят украшения, можно сказать, с пеленок: на новорожденную девочку надевали украшения в качестве оберега от сглаза – это мог быть коготь птицы или зверя, обрамленный в серебро, которое зачастую украшали вставками из полудрагоценных камней, и надетый на ручку или ножку. В прошлые века наблюдалась высокая младенческая смертность; желая защитить своего младенца, родители сразу же приобретали тумары - обереги, которые в разных регионах страны имели свою отличительную форму.
Со временем амулет девочки перешивали на шапочку - такия, и этот оберег, или тумар, становился началом коллекции украшений будущей женщины. Иногда тумаров было несколько, и девушки с удовольствием носили свои детские обереги, будучи уверенными, что они принесут им счастье и защитят от зла. Кроме того, малышки почти с рождения также носили узкие сережки, а затем им приобретали серебряные серьги, имевшие много подвесок и разноцветных вставок из камней. Обычно бабушка дарила внучкам их первые серьги.
Когда девочке исполнялось 10–12 лет, у нее уже был полный комплект украшений, которые впоследствии становились частью ее свадебного ювелирного гарнитура. В этом же возрасте казахские девочки впервые становились обладательницами сложных нагрудных украшений өніржиек и алқа, которые они годам к 30 передавали более молодым родственницам в семье. Ониржиеки носили до 20–30-х годов прошлого столетия лишь западноказахстанские девушки, грудь которых украшали три полые пластины в форме прямоугольников, для утяжеления заполненных белой пастой и соединенных цепочками, подвесками из ромбов и бубенцов.
Из съемных украшений женщины Страны Великой степи чаще носили кольца и браслеты. Разнообразные браслеты (блезік), создаваемые мастерами методом горячей и холодной ковки или при помощи дутья, предпочитали казахские женщины всех возрастов и сословий. Браслеты были сплошными и составными, декорированными вставками из камней, накладной сканью, чеканкой, резьбой, орнаментом. Женщины носили блезiк в разных вариантах: по одному или попарно, на обоих запястьях, или одновременно по два. Такие браслеты, как тасты блезик, составлялись из камней, обрамленных одной оправой.
В свадебном комплекте украшений было большее количество предметов. Обязательный атрибут наряда невесты – головной убор сәукеле, дополненный бархатными лентами, украшенный нитями жемчуга или кораллов с привязанными бубенцами. Кроме того, к саукеле еще прикрепляли крупные подвески наподобие сережек – саукеленің сырғасы, и когда невеста делала первые шаги, серебряный мелодичный звон сообщал о ее приближении.
В первый год замужества молодая жена до рождения первенца носила особые украшения, через форму, орнаменты, декор и символическое предназначение которых передавалась идея плодородия – большого потомства. Чаще всего она носила на груди амулетницу бой тұмар, состоявшую из трубчатых и треугольных частей, символизировавших мужское и женское начало, а также различные застежки, пряжки и бляхи с изображением птиц и рыб, предполагающих рождение детей. На некоторых украшениях мастера изображали солнце как символ плодородия, а также гранат, шиповник, боярышник, шелковицу и другие деревья, плоды, семена и злаки, наделенные народом сакральной силой и приносящие большой урожай, что было связано с ожиданием многочисленного потомства.