Одеяние степных кочевниц

В старину по одежде можно было сразу понять, к какой социальной, семейной и возрастной категории относится ее владелица. Судить об этом можно было и по цветовой гамме, и по форме головного убора, и по украшениям.

В женской одежде широко использовались такие привозные разновидности тканей, как сукно, шелк, парча, бархат, орнаментированные изумительными национальными узорами и ручной вышивкой шерстяными, шелковыми, серебряными и золотыми нитями или канителью. Искусно применялись такие украшательства, как жемчужные, перламутровые, коралловые, бирюзовые бусины и бисер. Вышивку делали и на полотнах домашнего производства, и на коже, замше, войлоке. Костюмы богатых и состоятельных женщин украшались мехом или кожей и дополнялись ювелирными украшениями, аксессуарами, нагрудными амулетницами.

Платье из прямого цельного покроя стало обрезным к концу 19-го столетия, и до сих пор эта форма олицетворяет казахский национальный костюм вкупе с ярким национальным орнаментом и приталенным камзолом. Еще одна характерная и привлекательная особенность в убранстве казахских женщин прошлых времен – это безупречный вид головного убора, его чистота и идеальное состояние в любое время дня и в любой сезон года. В отличие от одежды, которую, увы, иногда по религиозным мотивам (например, во время траура) запрещалось менять…

Семейное положение женщины-казашки предопределяло выбор головного убора. Незамужние девушки носили тюбетейки. Яркие тюбетейки из бархата оригинально расшивались золотыми нитками, а к макушке прикреплялась такая же ткань, закрывая всю верхушку и опускаясь вниз – таким образом получался изысканный женский головной убор. Богатые девушки могли себе позволить теплые шапки с опушкой из лисицы, выдры или бобра. В качестве оберега к макушке шапки прикреплялись перья филина, что придавало шапке изящество.

До 30 лет женщины носили яркую одежду, любимой цветовой гаммой была красная со всеми оттенками, включая вишневый, пурпурный, оранжевый, а также пестрые жизнерадостные и романтичные расцветки. После тридцати лет такой выбор цвета одежды уже считался неприличным – тон одежды становился более скромным, темным, а украшения и вышивка должны были стать проще и сдержаннее, без ярких камней и блеска в вышивке… Но по-прежнему одежда и украшения вносили изумительно тонкий и нежный акцент в образ женщины любого возраста и социального положения.

Волнительную красоту и нежность казахским женщинам придавали головные уборы, украшения и оформление одежды для каждого значительного события. И даже простая одежда, которая была исключительно женской, никаким образом не походила на мужскую или на нашу современную одежду, которую сейчас иногда принято называть словом «унисекс», то есть одежду, подходящую для всех независимо от пола… Женская одежда принадлежала только женщинам, была неповторимой и изумительной частью исключительно женской части казахского народа во всей ее национальной красе именно благодаря женственности и самобытности.

Самым значительным событием в жизни женщины-казашки была, конечно, свадьба. К ней готовились почти с самого рождения девочки в семье. Свадебный костюм невесты подтверждал, что это кульминация в жизни. Свадебный головной убор богатой невесты – саукеле – отличался необычной формой и обилием украшений. Высокая, до 70 сантиметров, саукеле готовилась задолго заранее до свадьбы, украшалась самоцветами, жемчугом и кораллами, височными подвесками. Сначала каркас саукеле обшивали тканью и вставляли гнезда с драгоценными или полудрагоценными камнями, затем создавали скульптурное изображение рыбы на затылке, означающее благоденствие.

Широкая лента из дорогой ткани спускалась вниз по спине от саукеле. Для изготовления свадебного головного убора невесты требовались умельцы по кройке, вышивке, ювелирному мастерству, литью, чеканке, штамповке, филиграни. Они могли заниматься с одним саукеле целый год. Для не самых богатых невест саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких монет и полудрагоценных камней. Дополняли саукеле длинные подвески – жактау, их длина доходила порой до талии, и тогда их заправляли в специальные кармашки на груди.

Этот великолепный головной убор после свадьбы носили около года и затем надевали только по большим праздникам в течение примерно ещё пяти лет. А потом замужние женщины носили упрощенный вариант саукеле – желек. И в 25-30 лет или родив первенца, женщина начинала носить головной убор из белой ткани. Нижняя его часть – кимешек – надевалась на голову, верхняя – тюрбан – наматывалась поверх нее. И поныне в Казахстане пожилые женщины носят этот красивый головной убор, иногда можно встретить замужних женщин, которые носят кимешек, плотно облегающий голову, закрывая шею, грудь, плечи.

И только обувь в прежние века не имела больших отличий в зависимости от пола. Различия были заметны лишь по возрасту: молодежь предпочитала сапоги с каблуками до 10 сантиметров, а те, кто постарше, носили обувь без каблуков. Легкие сапожки - ичиги - из мягкой кожи, изящно обтягивающие ногу, носили с калошами кебес, а в дом входили без калош.

Казалось бы, одежда степных кочевников должна была быть лаконичной, удобной и простой. Но наши предки уделяли огромное внимание одеянию человека, ибо украшенная дорогими камнями вещь служила  своего рода инвестированием. Кочевники не имели домов и постоянного места жительства, именно поэтому им приходилось носить все свое богатство с собой. 

 

 Автор: Мадина Кубаналиева, @madina_kurbanali

Фото: Depositephotos.com

Читать еще