"Барымта: Традиции и Правила Древней Великой степи"
Барымта сочетает в себе моральные и правовые нормы и восходит к тюркскому миру.
Цель закона — восстановление нарушенного права и достижение справедливости. Закон барымта был ключевым элементом традиционного казахского права и считался эффективным способом регулирования отношений.
В конце XVIII — начале XIX века барымта стала синонимом феодальной войны и грабежа, ассоциируясь с захватом скота. Под этим термином начали понимать любой насильственный захват чужого имущества, независимо от его цели.
Барымта в древних законах кочевого народа.
В «Жеті Жарғы» хана Тауке указано, что возмездие должно быть соразмерно ущербу, а необоснованная барымта наказывается как воровство. Данный закон мог осуществляться «с позволения старейшины» и с участием родственников или соседей. Потерпевший сначала должен был попытаться решить вопрос через переговоры с обидчиком, затем обратиться к старейшинам рода ответчика, и только в случае неудачи этих попыток мог прибегнуть к барымте.
Упоминания о барымте и в законах Есим хана, который носит название «Есім ханның ескі жолы».
В частности в четвертой части записано следующее: «Қанға қан, жанға жан».
«Яғни өлтірсе өлтіру, қолын сындырса сындыру, көзін шығарса көзін шығару, Адам шектен тыс айуандықпен өлтірілсе, екі жақ келіспесе бұл қағида жүзеге асырылады».
Согласно этому закону, барымта применялась, если человек был убит с особой жестокостью и стороны не смогли достичь примирения.
Барымта соседних стран
Барымта была не только частью казахского традиционного права, но и встречалась в обычном праве соседних народов, таких как башкиры, туркмены, киргизы и другие.
Барымта башкирского народа. В башкирском народном эпосе «Акбузат» барымта рассматривается как отражение имущественного расслоения и средство разрешения межродовых споров, в отличие от казахского общества, где барымта акцентируется как способ защиты нарушенного права.
Барымта в башкирском обществе выполняла несколько функций, основными из которых являлись: объединение племени; улучшение материального состояния как племени в целом, так и рода в отдельности.
У туркменов существовал аналогичный институт, называвшийся «аламан».
С.Л. Фукс: «У туркмен, например, налеты на соседей с целью грабежа, именуемые «аламан», еще в середине XIX века расценивались как нормальный способ добывания средств к жизни.
Следует подчеркнуть, что изначально аламан не был просто набегом на чужое имущество; чаще всего нападения проводились с целью мести. Это сходство и связывало аламан с барымтой.
В киргизском традиционном обществе барымта возникла как способ разрешения межплеменных конфликтов. Это обычно связано с имущественным ущербом, нанесенным аилам. Мелкие набеги нередко перерастали в масштабные военные столкновения с целью захвата территорий и пленных, которых использовали в качестве рабов.
Барымта несомненно была одной из традиций, сформированных в условиях тяжелой жизни казахов, которые веками боролись за выживание в суровых условиях степи.
Сегодня этот закон остался лишь частью исторического наследия.