Праздник младенца
Сегодня многие национальные обычаи возрождаются. Один из них – главный праздник младенца – «Қырқынан шығару» («40 дней»).
Мировые бестселлеры о воспитании детей становятся для нас настольными книгами, тогда как наши предки тысячелетиями задавали правильную модель воспитания, передавая ее из поколения в поколение. К примеру, знали истинный смысл празднования 40 дней новорожденному.
Воспитание подрастающего поколения было ключевым аспектом культуры, ведь дети – смысл жизни нашего народа. В казахских семьях торжественно отмечается каждая ступень развития ребенка. Например, до рождения младенца женская половина семьи готовится к радостному событию и отмечает «Құрсақ шашу» («Разбрасывание подарков по причине беременности»). На это мероприятие приглашают только женщин, которые делятся с будущей мамой опытом воспитания и заботы о малыше.
Джеймс Маккенна, профессор антропологии Ноттердамского университета, проводил исследование по связи зрелости головного мозга ребенка при рождении с антропологическим строением нашего вида. «Когда древняя женщина эволюционировала до стояния на двух ногах, структура ее тазовой кости сузилась, в результате чего человеческие дети рождаются на 3–4 месяца раньше. Этот процесс позволяет детям появиться на свет безопасно – до того, как головка младенца станет слишком большой» (журнал «Природа детей», 1994 г.). Западные ученые называют эту уникальную стадию в развитии человека «четвертым триместром». То есть созревание нервной системы и головного мозга происходит после рождения. В этот период младенец учится контактировать с внешним миром, регулируется его дыхательная система.
Новорожденный, достигший 40-дневного рубежа, считается полноценным членом семьи. В его часть устраивается «Қырқынан шығару». В течение 40 дней проводят обряды: «Бесiкке салу» («Укладывание в колыбель»), «Сылап-сипау» («Купание в соленой воде»), «Ат қою – Азан Шақыру» («Имя наречение»). Почетное право дается знатному или известному человеку, который произносит малышу в оба уха его имя, читая ритуальную молитву.
И сегодня древние обряды кочевников по воспитанию детей, учитывающие биологические и физиологические изменения детского организма, развивающие ребенка как представителя этноса и несущие вековую мудрость казахского народа, остаются востребованными и актуальными у наших современников.
Автор: Мадина Курбаналиева
Фото: из личного архива автора