Шілдехана, бесікке бөлеу – первые ритуалы в жизни ребенка

Едва появившись на свет, казахский ребенок попадает в водоворот самых разнообразных традиций.  

Сразу же после рождения близкие малыша устраивают той, который называется шилдехана (шілдехана). Днем в гости к родителям новорожденного приходят родные и близкие с поздравлениями и пожеланием - «Бауы берік болсын!» («Пусть пуповина будет крепкой»). 

Еще в давние времена в первую ночь после рождения ребенка в доме роженица собиралась вся молодежь аула на шилдекузет (шілдекүзет) и веселилась до самого утра. Важно отметить, что это веселье имеет важное символическое значение: они, таким образом, охраняют ребенка от нечистых сил, которые, согласно доисламским верованиям, могли подменить малыша.

Кроме того, ради того, чтобы уберечь ребенка, его пропускали между шаныраком семи юрт и между ногами семи человек пожилого возраста. Еще один ритуал - “мнимая продажа”. Ребенка отдают кiндiк шеше (“пуповинной матери”, женщине, которую выбирают для помощи новорожденному ребенку и матери), а потом как бы выкупают его.

Обязательным в первые сорок дней жизни ребенка, которые считались наиболее опасными, было освещение помещения, где находился новорожденный, ибо свет (огонь) отпугивал злых духов. B честь роженицы режут барана - калжа (қалжа), варят мясо. С нерасчлененных шейных позвонков - мойын омырткалар (мойын омыртқалар), собравшиеся женщины съедают мясо и, продев очи- щенные позвонки палочкой, вывешивают это на шанырак или кереге. При этом говорят: «Баланың мойыны тез қатсын!» («Пусть быстрее укрепится шея ребенка!»). Позвонки сохраняются в целости до тех пор, пока ребенок не начинает самостоятельно держать голову.

Особой является торжественная церемония, где новорожденному дают имя - ат кою (ат қою). Родители ребенка старались вложить в его имя некий смысл, связывая с ним определенные надежды. Раньше имена детям давались в зависимости от ситуации при рождении ребенка. Например, если малыш появлялся в пятницу - жума (жұма), то называли Жуман (Жұман), Жумабек (Жұмабек), Жумагуль (Жұмагүл); если в месяце мамыр (май) - Мамыржан, Мамырбай. 

Раньше, если в семье рождались одни девочки, то их называли Улболсын (Ұлболсын), Ултуган (Ұлтуған) и т.д. в надежде, что следующим ребенком будет обязательно мальчик. Чтобы не сглазить давали и неказистые, порой смешные имена. Иногда ребенка называли в честь знаменитых людей, считая, что ребенок будет похож на этого человека и у него будет счастливая судьба. 

Ответственными за наречение именами часто называли аксакалов. Громко произносилось несколько раз выбранное имя новорожденного и его отца. Затем аксакалы благословляли новорожденного. После отпадения пуповины, дней через пять, ребенка укладывали в люльку - бесик (бесік). По этому случаю устраивалась трапеза, собирались женщины и проводили обряд укладывания в колыбель - бесикке салу (бесікке салу).

Ритуал укладывания в колыбель и торжество, занимавшие центральное место в обрядовом комплексе первых сорока дней жизни ребенка, в целях магической защиты новорожденного от отрицательных воздействий, обеспечения благополучия, пожелания дальнейшего плодородия отмечены исследователями не только у казахов, но и у ряда других тюркоязычных народов. Церемонией, которая сопровождалась своеобразным ритуалом - тыштырма, руководила многодетная опытная женщина. 

Пожилые женщины приносили старые рубашки уважаемых аксакалов аула, которые использовались как первые пеленки. Эта традиция имела глубокий смысл пожелания долголетия ребенку. Пеленая ими ребенка, бабушки приговаривали: «Атаның жейдесі еді, атаның жасын берсін» («Пусть в рубахе деда доживет до его лет!»). Перед тем как положить ребенка в люльку, ее обязательно надо было «очистить», то есть, провести обряд аластау. В большинстве регионов Казахстана бесик «очищали» прокаленным железом, прижигая отдельные его части - изголовье, центр и т.д., а в Южном Казахстане традиционно для этих целей использовалась священная трава - адыраспан. 

Традиционная казахская люлька была уникальным творением. Удобная для ребенка и для окружающих, она соответствовала условиям кочевой жизни. Особенности устройства люльки, которая всегда была сухой, чистой и теплой, создавали ребенку множество удобств для спокойного сна и отдыха. Также у ребенка не было опрелости, не требовалось часто менять пеленки. Уложив ребенка в люльку, его накрывали семью вещами (специальное одеяло, халат, шуба и т.д.), которые символизировали здоровье, богатство, честь.

О важных ритуалах по истечении сорока первых дней жизни мы расскажем в следующем материале.

Автор: Мөлдір Адамжан

Фото: Ассамблея народов Казахстана; А.Ш.Бимендиев "Казахи. История и культура"

 

Читать еще