Софья Тасмагамбетова. Театр + живопись = любовь

Софья Тасмагамбетова — настоящая волшебница. Именно она, будучи художником по костюмам и декорациям, делает множество казахстанских опер настоящими произведениями искусства. 

В конце 2022 года на сцене театра «Астана Опера» были представлены спектакли «Евгений Онегин» и «Калкаман — Мамыр». В этих постановках вы выступили в качестве художника по костюмам и декорациям. Каковы ваши впечатления об этой работе?

Эти спектакли были показаны в рамках фестиваля, их отбирал театр «Астана Опера». «Калкаман — Мамыр» — это спектакль с мощным национальным колоритом, масштабная опера. У меня большой опыт работы с казахским национальным материалом, но каждая такая работа - это новый вызов: новые интерпретации, новые решения. Впечатления от работы в постановке «Калкаман — Мамыр» замечательные: это уже второй мой опыт сотрудничества с режиссером Юрием Александровым, и я этим опытом очень довольна.

Также в конце года вы стали лауреатом национальной премии в области искусства Umai в номинации «Лучшее художественное оформление спектакля» за работу над оформлением спектакля «Алпамыс». Насколько для вас значимо такое признание?

Конечно, любая премия — это приятно. Но первична та планка, которую я себе задаю и те требования, которые я предъявляю себе сама. Вообще, то, какими декорации и костюмы являются в моем воображении, в творческом процессе и то, каковы они в реальности — это часто две разные истории. И лучшая награда для меня — когда картинка из головы и результат работы максимальное совпадают. Такое было несколько раз.

Работа художника — это творчество, озарение. Создание спектакля — сложный производственный процесс. Как сделать так, чтобы эти сущности не конфликтовали?

Существует стереотип, что творческие люди не способны быть дисциплинированными, что они не собранные и всегда витают в облаках. Это совершенно не так. Когда я приступаю к работе, в моем распоряжении есть либретто, бюджет, техническое оснащение. Это основа работы, если угодно, ТЗ. Кроме того, есть четкая концепция спектакля от режиссера. Да, я занимаюсь творчеством, но без дисциплины в моем деле вообще никак. 

Это касается и мелочей: закуп материалов, эскизы, чертежи, сроки. Как тут витать в облаках?

Очевидно, никак. А как в таких сложных условиях не выгореть?

Конечно, элементы выгорания в нашем деле есть. Оно лечится перерывом, перезагрузками. Но потом ты с новыми силами и азартом окунаешься в работу, потому что у нас нет рутины, нет конвейера. Каждый спектакль — это что-то новое, и это наполняет.

Ваши родители не связаны с театром или живописью. Как получилось так, что вы стали художницей?

Я рисовала с самого детства. Я очень хотела стать художницей. Ну а в театр мне посоветовала пойти моя старшая сестра Асель, вдохновленная биографией классика итальянского кино Франко Дзеффирелли. Мне показалась интересной эта идея: в конце концов, многие художники начинали в театре, например знаменитый участник объединения «Мир искусства» Лев Бакст, работавший над оформлением балетных спектаклей Сергея Дягилева. Меня, правда, предупреждали, что художники, которые работают в театрах, там обычно задерживаются надолго. Что ж, так и вышло (смеется).

Вы учились в Великобритании, в том числе, в колледже искусств и дизайна «Челси». В чем уникальность британского образования?

Изначально я хотели учиться станковой живописи в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Однако мои родители сочли, что от учебы в Англии я получу гораздо больше. И учится я пошла на специальность «архитектурный дизайн».

В рамках учебной практики я работала год в архитектурном бюро в Англии. Мне нравилось, но мне очень хотелось получить классической художественное образование. В итоге я поступила в Национальную академию искусств им. Темирбека Жургенова в Алматы, на курс народного художника СССР Мухамедханафия Тельжанова. 

Я не могу сказать, что образование в Великобритании - это какой-то космос. Но как минимум один плюс назову: максимум предметов по специальности, минимум “воды”.

Вы допускаете, что можете сменить сферу деятельности радикально?

Ничего нельзя исключать. В общем-то, я не думала, что надолго задержусь в театре, но вот — уже больше десяти лет я там.

По чему вы скучаете, когда уезжаете из Казахстана?

По шарму и духу Алматы, по нашей кухне. В конце концов, по дому, по горам.

Автор: Игорь Топорков

Фото: Мирас Баянов @_bayanov_

Читать еще