Мост с Востока на Запад
Посол Марокко в Казахстане Мохаммед Рашид Маанину рассказал, как Королевство превращается в одну из ведущих экономических держав региона и как будет развивать совместное будущее Марокко и Казахстана.
Во второй половине XX века Королевство Марокко стало правовым государством. В 1970-е наша страна тонула в криминале, но король сформировал группу судей для расследования убийств, случившихся в те годы. Семьи погибших получили от государства компенсации. Понятно, что родных это не вернет, но какая-то справедливость восторжествует.
После мы начали развивать инфраструктуру: порты, автомобильные и железные дороги. После инфраструктуры занялись производством: компания Renault построила самый крупный завод за пределами Франции в зоне свободной торговли Танжер, и сегодня Марокко производит 900 тысяч автомобилей в год. Кроме того, в Марокко открыты три завод для Airbus и Boeing.
Марокко – это 80% мировых запасов фосфатов, а фосфаты – это производство удобрений. В том числе и в других странах. Сейчас мы построили завод стоимостью в несколько миллиардов долларов в Нигерии, а также в Эфиопии, Бразилии, Индии. Помимо этого, в условиях подорожания нефти мы заботимся о своей энергетической безопасности: строим ветровую электростанцию на 17 тысячах га.
Невозможно быть идеальным государством, надо стремиться быть номером один в тех сферах, в которых ты силен. Именно этого подхода мы придерживаемся и благодаря ему наш ВВП вырос с менее чем $500 на человека до показателя в более чем $3000. Мы трансформируем сельское хозяйство: отслеживаем недостаток воды или наоборот ее переизбыток для растений с помощью дронов. Благодаря этому мы перешли от импорта всех продуктов питания к экспорту.
Фигура короля очень важна для нашей страны. Он активно занимается благотворительностью, помогает бедным. Важно – ни у кого из членов королевской семьи нет должностей в правительстве, а непосредственным управлением государством занимается премьер-министр. Кстати, Марокко – единственная страна в мире, в которой исламистская партия потеряла власть, просто проиграв выборы, без каких-то драматических событий!
Марокко и Казахстан роднит кочевая культура. Кочевники – это люди с уникальным мировоззрением и ценностями, в первую очередь, они ценят свободу. Меня многие спрашивают о многоженстве в Марокко. Оно разрешено, но 25 лет назад король Мухаммед VI издал закон, согласно которому каждый раз, когда муж хочет взять вторую и далее жену, уже имеющаяся жена (или жены) должна дать на это согласие перед лицом судьи в семейном суде.
У Марокко и Казахстана есть потенциал для совместного развития. Мы мечтаем построить завод по производству удобрений, чтобы снабжать большую часть Центральной Азии. Я веду переговоры с местными чиновниками. Это серьезный проект, около 5 млрд долларов на один завод и 5-6 тысяч рабочих мест.
Автор: Ерлан Нукенов
Фото: из личного архива героя