Жулдуз Касымбекова: бизнес, приключения и путь к успеху
Жулдуз Касымбекова - владелица сети модных магазинов Kyz Paradise и Over Pack Lounge Bar и мама четверых детей, проживает удивительную жизнь с приключениями и трагедиями, с падениями и взлетами. Из ее биографии можно составить целый роман, что мы и сделали, разделив его на главы.
Глава 1. Как Жулдуз в пять лет основала маленькую кондитерскую империю, а в 14 стала королевой кросс-сейла
Я начала работать еще в раннем детстве, в пять лет. Я выросла в обычной семье в 1990-е, в Жамбыльской области. Мама торговала на рынке, куда она часто брала с собой нас с братом. Там мы набирали полные карманы шоколадок и конфет в тайне от мамы, продавали спирт. Доход в мелких купюрах (1,3,5 тенге) мы делили друг с другом и тратили в школьном буфете.
Легально же я начала работать в четырнадцать лет. Я окончила седьмой класс, и мы тетей переехали в Алматы. У другой тети был магазин сумок и аксессуаров, она была представителем Benetton (итальянский масс-маркет с сетью франчайзинговых магазинов по всему миру - прим.ред.). Она предложила мне устроиться туда на работу. В первый же день я сделала кассу в 140 тысяч тенге, потому что перехватывала клиентов коллег, которые выходили покурить.
Надо сказать, что тогда я совершенно не думала, что буду заниматься ритейлом. Я мечтала открыть турфирму. Знаете, зачем? Чтобы иметь возможность бесплатно ездить по миру! Мысль о том, что я смогу путешествовать, потому что смогу позволить себе купить билет, куда захочу, даже не приходила мне в голову!
Глава 2. Приключения казашки на Восточном побережье США. Как Жулдуз знакомила фермеров из Северной Каролины с казахской кухней и стала звездой маленького городка в штате Нью-Джерси
Четкое понимание того, как много я в этой жизни могу, пришло ко мне, когда я поехала в Соединенные Штаты по программе Work and Travel.
Первой остановкой было ранчо в Северной Каролине. Там я работала официанткой. Помню, один местный житель стал распрашивать меня о казахской кухне, и я рассказала, что мы едим конину. Он подошел к окну, указал на пасущихся лошадей и спросил снова: “я правильно понял, что вы едите ИХ?”. Получив утвердительный ответ, был в шоке.
Потом я переехала в маленький городок в штате Нью-Джерси, работала сиделкой у старушки. У нее была болезнь Альцгеймера, но мы как-то с ней сдружились. А потом уже, получая расчет, я узнала, что бабушка считалась буйной и склонной к агрессии, о чем меня заранее не предупредили.
После этой поездки я поняла, что я коммуникабельная, что я способна выкрутиться даже в самой сложной ситуации.
Глава 3. Как сердце роковой красавицы Жулдуз растопил юрист. Спойлер: помогли профессиональные компетенции и хозяйственность
С будущим мужем Олжасом я познакомилась во “ВКонтакте”. Он много писал мне в личку, но первое время я не обращала на него внимания, так как он был не в моем вкусе. Но все решил случай.
Мы с родственниками попали в серьезное ДТП в Алматы, а второй участник аварии был всерьез настроен на то, чтобы доказать нашу вину (которой не было).
Тогда мама стала уговаривать меня написать Олжасу, чтобы он помог нам как юрист написать заявление. Я отнекивалась, но в итоге согласилась. И вот, значит, приходит к нам домой такой основательный парень, с папкой, сидит за столом, пишет заявление. Суд мы в итоге выиграли. Я была ему благодарна, но быть с ним еще не планировала. А тетя, конечно, сразу сказала, что нужно срочно выходить за него замуж.
На первое свидание он пришел не с цветами, ни с мягкой игрушкой, а с огромным мешком яблок. “Какой хозяйственный, брать надо”, - сказала тогда тетя. В итоге я прониклась его надежностью и через какое-то время мы поженились.
Глава 4. Как Жулдуз ушла в ритейл, вдохновила мужа уйти из правоохранительных органов и сделала его партнером по бизнесу
В 2009 году я стала менеджером в турфирме за 50 тысяч тенге в месяц, Олжас продолжал учиться. Через время у нас родились двое детей, у мужа началась карьера в правоохранительных органах Тогда же тетя снова пригласила меня в свой магазин, но уже на должность управляющей. Там неплохо платили (около $1000 в месяц), но мне хотелось большего. Чисто в порядке эксперимента я разместила одну футболку в “Центре тяжести” и посмотреть, будет ли на нее спрос. Спрос был, и я накупила еще футболок, чтобы их там продавать.
Мне понравилось, но стало ясно, что на одних футболках далеко не уедешь. Решилась на то, чтобы закупать сумки в Китае, в Гуанчжоу, а потом перепродавать их. Дело пошло, и Олжас предложил мне развивать бизнес вместе, а из органов уволился. Через время я уже открыла магазин. Мы здорово друг друга дополняли. Например, Олжас виртуозно умел делать скидки, чтобы клиент приходил еще и еще. Я так не умела! Правда, иногда выяснялось, что скидки он делает вообще всем (смеется).
Глава 5. Самый сложный период в жизни и потеря близкого
В 2021 году у меня умер свекр. Олжас почувствовал себя плохо на похоронах - звон в ушах, потом обморок. Он пошел на МРТ, где и обнаружилась опухоль головного мозга размером с яблоко. Начались долгие, муторные обследования и, наконец, операция. Но при операции врачи задели мозговой желудочек, что привело к необратимым изменениям в интеллекте.
Мы отправились на повторную операцию в Турцию, а каждый день там стоил очень больших денег. Кроме того, я была беременна четвертым ребенком, уже на большом сроке. Операцию ему сделали, но через некоторое время мне сообщили, что скорее всего Олжас уйдет из жизни. При этом, все уговаривали меня вернуться домой, чтобы мне не пришлось рожать в Турции. Я уехала, он остался там. Нам организовывали видеозвонки: это было тяжело, но, хотя Олжас уже не мог говорить, было видно, насколько это важно для него, когда он через экран засыпал меня воздушными поцелуями. Впрочем, вскоре стало ясно, что его надо отправлять домой, в Алматы. Но как? Человек лежачий, обычный регулярный рейс его просто не возьмет. Санитарная авиация? Это безумно сложно. Но в итоге мы смогли организовать транспортировку.
Новый 2022 год я встречала в полубессознательном состоянии. Как-то на автомате сообразила стол, а шампанское забыла. Было не до того. Последние дни жизни Олжаса совпали с январскими событиями 2022 года. Город был на военном положении, бесчинствовали мародеры, был объявлен комендантский час.
О смерти Олжаса мне сообщил 7 января его брат. Помимо того, что это и так безумно тяжело, его тело из морга (чтобы похоронить в его родном городе) мы забирали фактически под свист пуль.
Глава 6. Про жизнь, несмотря ни на что
Прошел год. Конечно, без Олжаса очень тяжело. Вскоре после его смерти родился наш четвертый ребенок. Я долго пыталась вести его барный бизнес, но сейчас решила выставить его на продажу, хотя это и тяжело - я чувствую ответственность перед мужем. Но мой магазин по-прежнему работает и процветает. Растить детей мне помогает мой папа: он прекрасный дедушка, полностью посвятил себя внукам!. Я смогла прийти в себя, снова полюбить жизнь, общаться с людьми. И самое главное, я стала делиться своим жизненным и профессиональным опытом в моем Instagram, я получаю очень много откликов от других женщин с вопросами о том, как я со всем этим справилась и справляюсь до сих пор. В итоге, решила, что настало время отдавать: отныне я еще и провожу бизнес-консультации. Время идет, мы живем!
Текст Игорь Топорков
Фото Айдын Ахмет @aidyn_ahmet
Text Igor Toporkov
Photo Aidyn Ahmet @aidyn_ahmet