Алихан Букейханов: Служение нации зависит от характера, а не от знания...
Прошло 156 лет со дня рождения Алихана Букейханова, лидера нации, который говорил: «Пока я жив – не перестану служить казахам» и посвятил всю свою жизнь служению казахскому народу.
А. Букейханов родился 5 марта 1866 года в селе 7-ом Токырауынской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области. Вождь нации происходил из рода Торе, который происходил от старшего сына Чингисхана Жошы.
Отец Алихана отдал его в медресе в возрасте девяти лет, после чего Алихан по собственному желанию перешел учиться в трехклассную школу. Затем он поступил в Каркаралинское трехлетнее училище, которое окончил с отличием. В шестнадцать лет он был зачислен в Омское техническое училище. После его окончания в возрасте двадцати лет Степной генерал поступил в институт лесного хозяйства в Санкт-Петербурге, получив рекомендательное письмо канцелярии губернатора и стипендию казахского сообщества. После окончания учебы приехал в Омск, активно участвовал в социально-политической работе города. Вступив в ряды партии «Народная свобода», он создал небольшую партийную группу среди казахской интеллигенции. С этого времени он формирует себя как политическую личность. Так начинается первая ступень вождя нации.
«Алихан Букейханов - лидер казахской интеллигенции начала XX века. Основная фигура национально-освободительного движения. Это человек, который определил задачи, цели движения, стратегические, тактические средства борьбы», - говорит доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгелды.
«Почему идет борьба за язык? Какое значение имеет казахский язык? За казахским языком стоит вопрос земли. Будучи казахами, мы можем защитить эту землю, только говоря на родном языке. Это пламенные слова принадлежат общественному и государственному деятелю, председателю Алашординской власти, Алихану Букейханову.
Алихан Букейханов разделял личные амбиции и принципы по отношения к стране и земле. Писатель, историк Турсын Журтбай описывает его, следующим образом:
Первый принцип – Алаш должен стать национал-демократическим государством. Для этого, прежде всего, должна быть «Земля, земля и еще раз земля». Без земли нет Родины. По предписанию Букейханова, земля не должна быть передана в частную собственность, переселенцам, пока сам казахский народ, опираясь на науку и технику, не освоит ее полностью.
Второй принцип – все богатство, находящееся под землей, над землей и на небе Алаша, должно служить казахскому народу. По словам Букейханова, «каждый казахский камень должен стать пуговицей на груди казаха».
Третий принцип - по плану Букейханова, каждый небольшой кусок шерсти, произведенный на казахской земле, должен был превратиться в одежду для граждан этого государства. То есть государство должно было добиться полной экономической независимости.
Четвертый принцип – Национальный язык, религия и менталитет должны быть доминирующими в казахском государстве. Это была идеологическая позиция.
Пятый принцип самый основной наука, в том числе независимая, должна быть основана на национальных традициях согласно закону, и создана по примеру национально-демократической страны Япония. Обоснованность этой позиции деятелей Алаша свидетельствует о том, что японская нация, основанная на самурайской традиции, всего за 20 лет превратилась в единую империю».
На основе этого принципа Алихан Букейхан основал первую в казахской истории политическую организацию - партию Алаш. Позже, в декабре 1917 года на курултае всех казахов была объявлена алашская автономия, и А. Букейхан был избран первым председателем этой первой Казахской Республики. Здесь слово Алаш означает «Турецкий сын» (псевдоним) в 1913 году в газете «Қазақ» было написано: «Джучи хана в народе называли «Алаш». Это означает, что «Алаш - глава народа алаш».
Букейханов был приговорен к расстрелу в Москве в 1937 году в возрасте 67 лет. Жизнь великого сына Великой степи - это историко-культурное наследие страны.
Автор: Мөлдір Адамжан
Фотографии: из архива пресс-службы