Начало пути

  Обряд «Тұсаукесер» проводят для укрепления первых шагов ребенка. Малышу завязывают ножки и проводят веревкой в области щиколоток, дабы разрезать путы. 

  Священный смысл черно-белой веревки скрывается в осознании дуальности нашего мира: надо признать, что у света есть тьма, у дня – ночь; существуют верность и предательство, жизнь и смерть – иными словами, две противоположности светлого и темного цвета: инь и ян. Таким образом, цель человеческого существованиябаланс и гармония противоположностей. Казахи говорят: «Біреудің ала жібін аттама», что значит: «Не вреди кому-либо; не воруй чужое» (в прямом переводе: «Не перешагивай чужую веревку»). Так, разрезание черно-белой веревки означает шаг к честной, добросовестной и справедливой жизни. В книге Айыпа Нусипокасулы «Тал бесіктен жер бесікке дейін» путы из зелени желают малышу здоровое потомство, которое будет расти и процветать. А жирные бараньи кишки в качестве веревки означают спокойные первые шаги, богатство, благополучие и плодотворную жизнь.

В разных уголках нашей страны обряд «Тұсаукесер» проводят по-своему, так сказать, с региональным уклоном. Но всем нам желательно помнить: мы следуем традициям не потому, что в этом есть что-то пророческое, а лишь потому, что обязаны чтить древние обычаи. Важно найти баланс в дошедших до нас словах предков и в здравом смысле реалий современного мира. Так, например, многие не позволяют разрезать путы ножницами, пророча ребенку противоречивое будущее; иные, наоборот, покупают новые ножницы, дабы оставить в памяти у родителей этот день, так как нож дарить нельзя.

Одни люди просят аксакалов и знатных пожилых людей разрезать путы, чтобы ребенок прожил долгую жизнь среди внуков и правнуков, другие говорят, что лучше всего эту почетную миссию доверить не пожилым, а молодым и энергичным людям – так малыш быстрее пойдет. Кто-то считает, что мальчикам должны разрезать путы мужчины, а девочкам – женщины. Иные, вовсе не заморачиваясь, просто выбирают знатного человека.

Наши современники, соблюдающие древние казахские традиции, замечают, что этнические обряды, учитывающие биологические и физиологические изменения малыша, развивают его жизнетворные особенности, что впоследствии влияет на духовное формирование личности ребенка, формирует мировоззрение, ментальные и нравственные качества.

 

  1. Тұсау кесу. Тұсау кесу салт дәстүрі туралы толық ақпарат. – 2015 //https://surak.baribar.kz/570206/
  2. Кунанбаев Абай. Избранное. – М.: Художественная литература, 1981. – 185 с.
  3. Тажибаев Т. Т. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ в. – Алма-Ата, 1969. – С. 60.
  4. Кожахметова К. Ж. Особенности этнокультурного развития ребенка в традиционной системе воспитания казахов. – Алматы, 2012. //https://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2012/Pedagogica/2_110538.doc.htm.
  5. Курбаналиева М.К. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с делинквентным поведением в закрытых учреждениях. - дис. ... док. психол. наук. – Алматы, 2016. – 207 стр.

 

Автор: Мадина Курбаналиева, @madina_kurbanali

Читать еще