Важные ритуалы для ребенка в казахской семье

На прошлой неделе мы рассказали о первых ритуалах в жизни ребенка. Их настолько много, и они настолько разнообразны, что не уместились в один материал.

Часть 1

Ритуал укладывания в колыбель и торжество по этому поводу, занимавшие центральное место в обрядовом комплексе первых сорока дней жизни ребенка, в целях магической защиты новорожденного от отрицательных воздействий, обеспечения благополучия, пожелания дальнейшего плодородия отмечены исследователями не только у казахов, но и у ряда других тюркоязычных народов. Церемонией, которая сопровождалась своеобразным ритуалом - тыштырма, руководила многодетная опытная женщина.

Пожилые женщины приносили старые рубашки уважаемых аксакалов аула, которые использовались как первые пеленки. Эта традиция имела глубокий смысл пожелания долголетия ребенку. Пеленая ими ребенка, бабушки приговаривали: «Атаның жейдесі еді, атаның жасын берсін» («Пусть в рубахе деда доживет до его лет!»). Перед тем как положить ребенка в люльку, ее обязательно надо было «очистить», т.е. провести обряд аластау. В большинстве регионов Казахстана бесик «очищали» прокаленным железом, прижигая отдельные его части - изголовье, центр и т.д., а в Южном Казахстане традиционно для этих целей исполь- зовалась священная трава - адыраспан.

Традиционная казахская люлька была уникальным творением. Удобная для ребенка и для окружающих, она соответствовала условиям кочевой жизни. Особенности устройства люльки, которая всегда была сухой, чистой и теплой, создавали ребенку множество удобств для спокойного сна и отдыха. Также у ребенка не было опрелости, не требовалось часто менять пеленки. Уложив ребенка в люльку, его накрывали семью вещами (специальное одеяло, халат, шуба и т.д.), символизировавшими здоровье, богатство, честь.

Одним из важных этапов в жизни младенца и его матери считались обряды, выполняемые по истечении сорока опасных дней после рождения - кыркынан шыгару (қырқынан шығару). У казахов, мальчиков из сороковин «выводили» на 37-й или 39-й день, тогда как девочек - на 41-й или 43-й день со дня рождения. Для проведения этого обряда собирались женщины и купали ребенка, поливая его сверху 40 ложками воды, а в посудину, над которой держали ребенка, клали: для мальчиков - 40 асыков (асык) и столько же окатышей овечьего помета - кумалак (құмалак); для девочек - 40 кумалак и серебряные монеты, кольца, перстни, также в количестве 40 штук.

Высушенный овечий помет использовался потому, что, во-первых, по народному поверью, он содержит множество полезных и ценных трав; во-вторых, овца считалась самой престижной из всех видов скота (здесь заложено пожелание богатства). Здесь же проводилась первая обрядовая стрижка волос и ногтей, причем снятые волосы скатывали на ладони в клубок и подшивали младенцу под воротник одежды. Первые ногти тщатель- но собирали в мешочек и закапывали в чистом, укром- ном месте. Такое заботливое отношение к первым волосам и ногтям ребенка было связано с парциальной магией. Остатки воды, в которой купали ребенка, выливали на скотный двор, что по представлениям казахов, должно было увеличить численность скота, а соответственно, достаток и богатство хозяина. Иногда ее сливали в специальную посуду, а затем время от времени протирали ею кожу ребенка. Проведение обряда кыркынан шыгару вселяло веру, что особо опасный период для жизни ребенка

После этого ребенка нарядно одевали и старались посетить 40 домов, хозяева которых обязаны были подарить такому юному гостю что-либо ценное, таким образом, происходило своеобразное «включение» нового человека в коллектив. Все наиболее важные периоды жизни ребенка отмечались казахами обязательно.

Небольшими трапезами, но в обязательном порядке, отмечался обряд - куйрык ботка (құйрық ботқа) или отыр котен (отыр көтен), который совершался, когда ребенок предпринимал первые самостоятельные попытки сесть. Когда ребенок начинал ползать также совершали обряд - бауыр аяк (бауыр аяк) или бауырынан табак алу (бауырынан табақ алу). Смысловая нагрузка этих действий была направлена на дальнейший рост и благополучие ребенка.

Одним из широко распространенных обрядов, связанных с ростом ребенка и его первыми шагами, являлся тусаукесу (тұсаукесу) - разрезание пут, направленный на стимулирование способности ребенка к хождению с помощью, прежде всего, имитативной магии. Этот обряд проводился, когда малыш начинал самостоятельно делать первые шаги. Подробнее о нем мы расскажем в следующем материале.

Автор: Мөлдір Адамжан

Фото: А.Ш.Бимендиев "Казахи. История и культура"

Ритуалы
Читать еще